По вопросам совершения таинств и треб обращайтесь в церковную лавку или по телефону +7 906 237-91-82.
Изображения баннера

Очень краткая инструкция по подготовке к Исповеди и Святому Причащению

Вы решили Причаститься. 

За 3 дня до Причащения Вы начинаете соблюдать пост. Причащаться можно в любой день недели, с учетом того, что в храме, в который Вы собираетесь пойти, будут служить Литургию в этот день. Во всех православных храмах, обязательными являются службы Литургии в воскресение. Поэтому наш пример будем приводить с учетом Литургии, а соответственно самого таинства Причастия в воскресение. Итак, за 3 дня до Причащения начинаем поститься, в нашем случае с четверга. Во время поста мы не вкушаем пищу мясную, молочную и яйца, т.е. бульон от мяса или курицы мы тоже не едим, а также все продукты, куда входит перечисленные категории продуктов. Можно есть грибы, каши, фрукты, овощи, пить чай, кофе, какао и др. Также, если не строгий пост, то рыбу и море продукты, растительное масло.  Но не употребляем алкогольную продукцию. Стараемся воздержаться от телевизора, курения, увеселительных действий, супружеской близости. Пост длится с четверга по субботу включительно. Есть послабления во время поста для болящих, беременных и кормящих, а так же детей. По каждому случаю можно спросить у священника и он подскажет Вам как правильно.  За 3 дня поста однократно прочитываем из молитвослова 3 канона:  Канон покаянный ко Господу  Иисусу Христу,  Канон покаянный ко Пресвятой Богородице,  Канон Ангелу Хранителю. или Совмещенные три канона: покаянный, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. За день до Причастия (накануне),  в нашем примере это субботний день,  читаем из молитвослова:  

Последование ко Святому Причащению.

В субботу вечером мы идем на Вечернюю службу, уточните расписание служб в храме заранее. Всю службу мы находимся в храме.  Если сложно долго стоять, то можно садиться (см. Дополнение).  Во время службы священник читает Евангелие, затем начинается Помазание. Мы вместе с прихожанами встаем в очередь. Подходим к центру храма, целуем Евангелие, икону и подходим к священнику. Не забудьте освободить свой лоб от волос или головного убора. Священник из сосуда крестообразно помазывает кисточкой с маслом Ваш лоб. И Вы отходите, освобождая место другим прихожанам. Если в храме исповедь вечером, то исповедуемся вечером. Если утром – то по времени приходим утром на Литургию. Часто исповедь бывает во время службы. Не забывайте, что всегда можно уточнить у работников в храме. Для удобства исповедь можно написать на листочке. Прочитывается исповедь самостоятельно или листочек забирает священник и читает сам. Главное в исповеди – искреннее  раскаяние в своих грехах, дальнейшее исправление и искоренение их. Не смущайтесь называть неприятные грехи, не скрывайте их. К исповеди подходим вместе со всеми. Священник на аналой (специальный столик) кладет Крест и Евангелие. Читает общую молитву и по очереди, индивидуально исповедует каждого. Сначала идут на исповедь дети, затем мужчины и женщины. Но иногда и в другом порядке.  Не спешите. Священник обязательно исповедует всех. Перед тем, как пойти на Исповедь, когда уже подошла Ваша очередь и Вы следующий, то по желанию. Сложите руки крестообразно, правая поверх левой, ладонями на плечах. Повернитесь к прихожанам лицом и поклонитесь, в знак просьбы о прощении Вас. Можно не громко сказать: «Простите меня, Христа Ради»! В ответ, люди стоящие перед Вами могут ответить: «Бог простит! И нас простите». Затем поворачиваетесь в сторону священника, который исповедует и дожидаетесь своей очереди. Когда подошли к священнику, склоните голову, он положит на нее часть Епитрахили (это часть облачения священника) и приготовится Вас слушать. Разверните листочек и кайтесь, зачитывая свои грехи (либо священник сам возьмет листочек с грехами и прочтет их). Затем прочтет разрешительную молитву, перекрестит и снимет с Вашей головы Епитрахиль.  Вы перекреститесь, поцелуете Крест, затем Евангелие.  Можете взять у священника благословение на Причастие (см. Дополнение). По окончании Вечерней службы идете домой. С 12 ночи перестаете вкушать пищу, пить воду, еще не победившие страсть курения – не курят. Утром мы идем на литургию. Старайтесь прийти заранее, чтобы поставить свечи и заказать поминание о здравии и  о упокоении. Стоя на службе постарайтесь как можно более сосредоточиться на молитвах. Часть молитв Вам будет не понятна, но со временем все образуется. Когда священник во время службы выйдет с Чашей из Царских Врат, то по возможности Вы совершите земной поклон вместе с другими прихожанами. Далее со вниманием  выслушаете молитвы, которые прочитает священник и вместе с остальными прихожанами идете на Причастие. Руки сложите крестообразно. Правая поверх левой, ладонями на плечах. Подходите к Чаше не торопясь, никого не обгоняя, спокойно. Когда встанете перед священником с Чашей в руках, то четко произнесите свое имя (то, которым Вас крестили, т.е. например не Светлана, а Фотиния). Диакон и/или алтарник Вам под подбородком будут держать плат. Вы, после произнесения своего имени открываете рот для принятия Святого Причастия. Священник лжицей набирает частичку из Чаши и кладет Вам ее в рот. Вы проглатываете. Дьякон и/или алтарник обтирает Ваши губы платом, во избежание случайной потери хоть капли Святого Причастия. Вы прикладываетесь к Чаше с Дарами губами и отходите. Не произносите слов благодарности или каких либо других (не нужно в этот момент креститься и кланяться). Далее Вы идете, как и все прихожане за Теплотой (налита в стаканчиках не далеко от Чаши для Причащения) и кусочком Просфоры. После остаетесь до конца службы Подходите к священнику, когда он вынесет Крест для целования в конце службы. Целуете Крест (после Причастия руку священника не целуют). Можете попросить благословение у священника. (см. Дополнение). . Выслушайте Благодарственные молитвы по Святом Причащении в храме или прочтете их уже дома, если слушали не внимательно. Поздравляю Вас с Причастием! Душевного Вам спасения и телесного здравия! Постарайтесь сохранить в себе это состояние как можно дольше.

Дополнение:

Как одеться в храм: мужчины в брюках, женщины не в коротких юбках,  верх с закрытыми плечами. Мужчины в храме находятся без головного убора, женщины в платках или шарфах. Губы не накрашены, во избежание загрязнения икон и святынь. Как вести себя в храме: старайтесь не шуметь, не разговаривать,  не бегать по храму. В середине храма находится Алтарная часть. Туда входят только мужчины и по благословению священника. Алтарная часть закрыта большими дверьми, на них изображены иконы. Эти ворота называются Царские Врата. Старайтесь не поворачиваться к ним спиной. Когда они открыты, то желательно стоять. В другое время, по немощи, можно присесть на лавку в углу храма. В храме много подсвечников, только на один из них ставят свечи за упокой. Этот подсвечник квадратный. Находится он около стола (Канонный стол), на который приносят продукты для поминовения усопших родственников. Перед ним Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Если сомневаетесь, уточните у прихожан, что это именно этот подсвечник.  Остальные подсвечники внутри храма о здравии. Как и когда наносить крестное знамение: Крестное знамение наносят правой рукой. Пальцы собраны вместе (большой, указательный и средний), а безымянный и мизинец согнуты к ладони. Сначала касаемся лба, затем живота, потом правого плеча и левого плеча. Опускаем руку и делаем поклон. Если Вы еще не уверены в какое время наносить на себя крестное знамение, то креститесь вместе со всеми в храме. В то же время. В дальнейшем, когда Вам будет понятен ход службы и Вы будете более уверены, то обязательно разберетесь с этим. Не стесняйтесь спросить других людей, если что-то Вам не понятно. Не бойтесь сделать ошибки, все когда-то первый раз зашли в храм. Как брать благословение у священника: Подойдите к священнику, сложите руки ладошка в ладошку, правая поверх левой. И скажите «Благословите, батюшка..», а далее просьбу (Причащаться, в поездку и т.д.) Кому нельзя Причащаться: Не крещеным, иноверцам, отступникам, находящимся под церковным запрещением. Не Причащаются не подготовившиеся к Причастию, Причащаются только один раз в день.  Женщинам, находящимся в не чистоте Причащаться и трогать Святыни не допускается.
Изображения баннера

Таинство крещения

Крещение — это Таинство Церкви, в котором человек возрождается для новой, чистой и благодатной жизни во Христе и становится членом Церкви Христовой. Крещение совершается только один раз в жизни и не может быть отменено. Креститься могут как взрослые, так и младенцы. В последнем случае для крещаемого младенца требуются крестные родители — православные христиане, которые в дальнейшем будут особенно заботиться о его христианском воспитании. Крестных может быть или двое — мужчина и женщина, или один, — в этом случае крестный должен быть одного пола с ребенком. По древней церковной традиции крестные не должны быть супругами, после Крещения они также не могут вступать в брак друг с другом. Последование Таинства Крещения состоит из двух частей — оглашения и собственно Крещения. Во время оглашения читаются особенные молитвы, называемые заклинательными. В них священник запрещает сатане приступать к новому христианину или «воину Христову», как он именуется в этих молитвах. По чину от крещаемого требуется отречение от сатаны, которое, в случае крещения младенца, за него произносят крестные. Повернувшись лицом на запад (стоя спиной к алтарю), они на вопрос священника об отречении от сатаны трижды отвечают «Отрицаюсь». Затем, повернувшись лицом к алтарю, крещаемый или крестные подтверждают намерение сочетаться со Христом через исполнение Его заповедей и жизнь по вере: на вопрос священника «Сочетаешися ли Христу?» они отвечают «Сочетаюсь». После этого следует чтение Символа Веры, который крестным желательно знать наизусть, и, после подтверждения намерения крещаемого сочетаться со Христом, начинается собственно Таинство Крещения.

Сначала священник освящает воду, в которой будет совершаться Крещение (если вода уже была освящена, этот чин пропускается). Затем крещаемый помазывается освященным елеем, и совершается Крещение через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа. Младенцы после их Крещения вручаются крестным и облачаются в белую рубашку, которая символизирует благодать Святого Духа, данную христианину в Крещении. Затем совершается Таинство Миропомазания: после чтения молитв священник помазывает новокрещенного святым миром, произнося слова «Печать дара Духа Святого». После этого новокрещенные с зажженными свечами (или крестные с младенцем на руках) обходят вокруг купели с песнопением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» в напоминание о необходимости для христианина следования за Христом в своей жизни, а также в подобие торжественных шествий новокрещенных христиан, которые совершались в древней Церкви. Заканчивается Таинство пострижением волос у новокрещенного и обрядом его воцерковления. В нашем храме Таинство Крещения совершается по предварительной записи. Для того, чтобы записаться, нужно подойти в церковную лавку. День и время Крещения определяются Вами и священником индивидуально. Крещение совершается в храме Всех Святых, нет никаких ограничений на количество присутствующих и фото/видео-съемку. Вам необходимо заранее приобрести крестик и крестильную рубашку, иметь с собой полотенце. Если крестик не освящен, попросите священника освятить его перед совершением Таинства.

Изображения баннера

Таинство венчания

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).

Установление брака

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало — в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве. Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14). В христианстве брак становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32).

Цель и смысл таинства брака

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке. Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Священном Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26). Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной. Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть. С этой точки зрения может быть признано нравственное достоинство только за первым браком. Второй брак — «удержание от блуда», свидетель о невоздержании чувственности. Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла». Брак — это домашняя Церковь, первая школа любви. Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга. Брак есть также школа самоотречения, поэтому в чине венчания упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Жених и невеста как члены Православной Церкви, должны знать исповедание веры: «Верую во единаго Бога…», Молитву Господню «Отче наш», (а также) Богородице Дево, и Десять Заповедей. Церковь также внушает вступающим в брак приготовить себя к новому поприщу в жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин». Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, благословляют брачующихся святыми иконами со знамениями потребностей жизни — хлебом и солью.

Чинопоследование брака

Венчание положено всегда совершать в храме. Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков. Таинство Венчания состоит из двух частей: Обручения и собственно Таинства Венчания, которые в древности совершались раздельно, но сейчас объединены в одно священнодействие. Во время Обручения жених и невеста обмениваются обручальными кольцами, что символизирует их будущее единство в вере, единомыслии, истине и любви. В молитве на обручение упоминаются ветхозаветные праведники и евангельские образы, в которых раскрывается духовный смысл этого обряда. После окончания Обручения священник и жених с невестой проходят в центральную часть храма, и начинается Венчание. Перед его началом священник спрашивает жениха и невесту об их намерении вступить в брак и отсутствии препятствий к этому. После того, как жених и невеста подтвердили твердость своего решения вступить в брак, начинается собственно Таинство Венчания. Во время этого священнодействия жених и невеста стоят и молятся с зажженными свечами. В молитвах священник призывает Божие благословение на новый союз, упоминая о тех благословениях, которые Бог даровал ветхозаветным праведникам и патриархам и молясь о том, чтобы Господь сохранил и благословил как самих вступающих в брак, так и их будущее потомство, о даровании и умножении которого также упоминается в этих молитвах. В главной части этого Таинства на головы жениха и невесты возлагаются венцы, и священник, трижды воздевая руки, взывает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!». После этого читается отрывок из послания апостола Павла к Ефесянам, в котором говорится о высоком предназначении христианского брака, а также фрагмент из Евангелия от Иоанна, повествующий о чуде Господа Иисуса Христа на браке в Кане Галилейской. Затем, по древнему обычаю, муж и жена пьют общую чашу с вином, разбавленным водой, что символизирует их готовность вместе встретить и радости, и скорби совместной жизни, после чего, при пении тропарей святым мученикам и апостолам, священник трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит икона праздника или святого, память которого совершается в этот день. После окончания Таинства священник и родственники поздравляют новобрачных, поется многолетие, и священник произносит напутственное слово о смысле христианского брака.

Последование о второбрачных

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Согласно с постановлениями и мнением апостолов и святых отцов Церкви о втором браке, последование его излагается в Требнике короче, чем последование венчания новобрачных, и не имеет уже всей торжественности первого. Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком. Для того, чтобы записаться на Таинство Венчания в нашем храме, Вам нужно обратиться в книжную церковную лавку, при себе необходимо иметь свидетельство о браке. Для Венчания необходимо иметь обручальные кольца, венчальные свечи и белое полотенце-рушник, которое постилается под ноги жениху и невесте во время совершения Таинства. Нет никаких ограничений на фото- и видеосъемку Венчания. Таинство Венчания не совершается накануне великих церковных праздников, воскресных и постных дней (среды и пятницы), в четыре многодневных поста, на Светлой и сырной седмицах, а также во время Святок, Накануне и в самые дни: Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября, накануне среды и пятницы в течение всего года.
Изображения баннера

Отпевание

Отпевание и погребение, как правило совершаются на третий день после смерти. Третий день — день Воскресения Христова, символизирует веру в то, что Господь Иисус Христос воскресит и всех усопших во время Своего Второго Пришествия. В храме тело покойного полагается ногами к Алтарю, а подсвечники ставят крестообразно вокруг гроба. Пришедшие на отпевание близкие стоят со свечами. На лоб умершего кладется лента «венчик» на которой написана молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Cвятый Безсмертный помилуй нас!» На ней находятся также изображения Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи. Это является символом того что покойный христианин окончил свой земной путь, сохранив веру и надежду получить от Господа небесный венец который уготован для всех верных. В песнопениях кратко изображается весь жизненный путь человека и священной истории: нарушение Адамом и Евой заповеди Творца в Раю и возвращение в землю, из которой был взят человек. Но, несмотря на совершенные в жизни грехи, человек не перестает быть образом Божиим, и поэтому Церковь просит Господа по Его человеколюбию простить усопшему грехи и даровать ему Царство Небесное. В конце отпевания священник читает разрешительную молитву. Затем близкие подходят попрощаться с покойным, поцеловать венчик и икону находящуюся у него на груди. Со словами «Господня земля и исполнение ея, вселенная и все живущии на ней» священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Важно понимать, что отпевание не является гарантией того, что человек наследует Царство Небесное, и разрешительная молитва освободит его от всех грехов. На посмертную судьбу человека в большей степени, способны повлиять его близкие которые еще остаются перед порогом вечности и не перешли в иной мир. Прежде всего, эта помощь заключается в молитве, личном участии в исповеди и Причастии и совершении дел милосердия во имя умершего. Для того чтобы договориться об отпевании в нашем храме, необходимо подойти в церковную лавку. С собой нужно иметь свидетельство о смерти.
Изображения баннера

Освящение дома

Освящение дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, направленные на призвание на дом и живущих в нем благословения Божия. При этом на стены наносится изображение креста, они помазываются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой. Смысл освящения жилища Церковное слово «освящение» здесь имеет значение «благословение»: при его совершении мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел. Поэтому такое освящение – не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией. Подготовка дома Для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид. Следует приготовить святую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы. Обязательно проверьте, нет ли в доме оккультной литературы, оберегов (в т.ч. подковы над дверью), астрологических календарей, статуэток языческих божеств, нехристианских символов и т.п. Следует предварительно объяснить всем живущим в квартире (доме) суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходе батюшки следует взять у него благословение, как и после чина освящения, приложиться ко кресту. Немалая духовная польза будет вас и для ваших родных, если батюшку пригласить остаться на чашку чая. Посещение батюшкой вашего дома – прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке. Жилище освящают единожды. Впоследствии полезно самостоятельно с молитвой окроплять помещения святой водой или окуривать фимиамом из ручной кадильницы (кации). В качестве молитвословий при этом принято использовать тропарь и кондак праздника Крестовоздвижения Честного Животворящего Креста Господня или молитву Честному Кресту. Ее краткая форма «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего́ Креста́, и сохрани мя от всякаго зла. В нашем храме освятить квартиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно вам и священнику. Надо подойти в книжную церковную лавку и оставить свой телефон для передачи священнику. Чтобы не смущаться вопросом: «сколько?», (когда и переплатить не хотят, и батюшку обидеть неловко) можете узнать примерный размер жертвы при совершении чина освящения; пожертвуйте же по вашим возможностям. Продолжительность чина около 30 минут.